«Ещё раз об охране труда»
На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алексей Викторович Брицун.
А.В., как Вы оцениваете положение с охраной труда в Ленинградской области на сегодняшний день?
В 1 полугодии 2009 года в организациях на территории Ленинградской области ситуация с обеспечением безопасных условий и охраны труда была достаточно стабильной.
Стабилизации положения в охране труда способствовала деятельность областной и муниципальных межведомственных комиссий по охране труда. Продолжается осуществление взаимодействия по вопросам охраны труда с Международной Организацией Труда (МОТ).
Тот факт, что темпы работы в сфере охраны труда в первом полугодии 2009 года не были снижены, подтверждают показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. По сравнению с первым полугодием 2008 года в целом по области число несчастных случаев сократилось на 12,7 % .
Однако, не смотря на положительную динамику в показателях производственного травматизма, количество случаев выявления профессиональных заболеваний в первом полугодии 2009 года осталось на прежнем уровне по сравнению с тем же периодом в предыдущем году.
Тревожит нас и тот факт, что причины несчастных случаев на производстве, связаны с упущениями организационного характера. Это значит, что можно было сохранить жизнь и здоровье многим людям без вложения дополнительных финансовых ресурсов, только за счёт повышения дисциплины и ответственности на производстве.
Основными причинами гибели людей на производстве явились: нарушение технологического процесса и неудовлетворительная организация производства работ, необученность персонала по охране труда. Сопутствующими причинами явилось нарушение трудового распорядка и дисциплины труда, не применение средств индивидуальной защиты, а также недостаточный контроль администрации за соблюдением работниками требований охраны труда.
Последовательное решение этой и других задач в сфере охраны труда НА территории Ленинградской области предстоит осуществить комитету по труду и занятости населения Ленинградской области.
Как складываются взаимоотношения комитета по труду и занятости населения Ленинградской области с другими заинтересованными ведомствами в решении вопросов охраны труда? Ведь не секрет, что проблемы охраны труда возможно решить только объединив усилия всех заинтересованных сторон. Можете ли Вы выделить главные направления в работе по охране труда, проводимой в Ленинградской области?
Разумеется, приоритетным направлением деятельности комитета по труду и занятости населения Ленинградской области будет дальнейшее развитие взаимодействия по вопросам охраны труда с муниципальными районами и городским округом.
В первом полугодии 2009 года продолжается целенаправленное взаимодействие в сфере охраны труда органов государственной власти и местного самоуправления, органов надзора и контроля, Фонда социального страхования, работодателей, профсоюзов.
Основные мероприятия по охране труда в Ленинградской области реализуются в рамках Программы действий по улучшению условий труда и охраны труда на 2008-2010 годы, утверждённой Приказом Министра здравоохранения и социального развития № 586 от 23 октября 2008 года.
Главной целью этой Программы является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путём внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – государства, работодателей и работников.
К сожалению, недостаточно действенно социальное партнёрство в сфере охраны труда. Многие работники пассивно принимают неблагоприятные условия труда и не отстаивают свои конституционные права на безопасный труд. На значительной части предприятий региона нет коллективных договоров, работники не являются членами профессиональных союзов и не создают иных представительских органов для отстаивания своих интересов.
Одно из главных мест в профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости занимает обучение кадров по охране труда. В первом полугодии 2009 года в областных учебных центрах прошли обучение и проверку знаний 2330 руководителей и специалистов.
Особое значение Комитет отводит пропаганде культуры безопасного труда и личной ответственности за своё здоровье. В связи с этим была запланирована и проведена 28 апреля 2009 в рамках Всемирного дня охраны труда научно-практическая конференция на тему «Актуальные вопросы защиты трудовых прав граждан на территории Ленинградской области».
Информационное обеспечение охраны труда предполагает проведение широкомасштабной работы по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда. В связи с этим Комитетом были предприняты меры по повышению информированности работников и работодателей о наиболее распространённых профессиональных рисках и способах управления ими.
С этой целью комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области совместно с ГОУ ДО «Учебно-методический центр» запланированы и проводятся в муниципальных районах области бесплатные выездные обучающие семинары по актуальным вопросам охраны труда для руководителей и специалистов организаций района. К участию работе семинаров привлечены организации, специализирующиеся на работе в сфере охраны труда, в том числе на обучении по охране труда, проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, производстве средств индивидуальной защиты и проведении периодических и углублённым медицинских осмотров работников, занятых во вредном производстве. Проведение семинаров сопровождается тематическими выставками.
Основой задачей семинаров является информирование работодателей о необходимости создания на предприятиях системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
С 01 июля нынешнего года на территории Российской Федерации вводится в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Системы управления охраной труда. Общие требования», который содержит общие требования по оценке профессиональных рисков работников. Расскажите, что нового содержится в этом документе и какова цель введения данного документа на территории РФ?
Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными международными принципами на основе широкомасштабного подхода, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений и других заинтересованных организаций. Этот трехсторонний подход предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Добровольно принимаемые требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, позволяющие обеспечивать безопасность и здоровье работников.
На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.
Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов.
Наблюдение за производственной средой: определение и оценка факторов
производственной среды и трудового процесса, которые могут оказывать воздействие на здоровье работников.
Этот процесс охватывает оценку санитарно-гигиенических условий труда, организации труда и социально-психологических факторов на рабочем месте, которые могут представлять риск для здоровья работников, воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения.
Класс риска предприятия будет определяться на основании обобщённых данных по степени профессиональных рисков работников. Кроме того, Фонд социального страхования готовится к переходу на новый способ Классификации предприятий по степени риска (отнесение к классу риска предприятия связано с тарифом отчислений в ФСС). Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007, который вводится в действие на территории РФ с 01 июля 2009 (в соответствии с приказом Ростехрегулирования). содержит требования по оценке профессиональных рисков.
Одним из способов совершенствования организации рабочего места является аттестация рабочих мест по условиям труда, основная задача которой заключается в том, чтобы объективно выявить фактические уровни различных производственных факторов на рабочих местах и сравнить их с действующими санитарными правилами и нормами и гигиеническими нормативами. Заключения по результатам аттестации рабочих мест, основанные на фактической оценке параметров факторов производственной среды, по существу являются оценкой степени профессионального риска.
К сожалению непонимание со стороны отдельных работодателей важности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является основной проблемой. Особенно неблагополучно обстоит дело с этим на малых предприятиях.
Проверки состояния условий и охраны труда, проведённые в первом полугодии 2009 года в организациях Ленинградской области специалистами Комитета и Государственной инспекции труда, показали, что в 42% случаев в организациях не соблюдается порядок обучения и инструктирования работников по охране труда, не обеспечены средствами индивидуальной защиты работники проверенных организаций, не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. По результатам проверок руководителям предприятий и организаций выдано 539 предписаний об устранений выявленных нарушений законодательства и привлечены к административной ответственности за нарушение норм и правил по охране труда 469 должностных лиц
Решение всех назревших проблем дополнительно потребует от Комитета реализации различного рода мероприятий и разработки целого ряда программ.
А.В., понятно, что для решения всех перечисленных выше проблем охраны труда потребуется корректировка нормативно-правовых документов на федеральном и региональном уровне. А что на Ваш взгляд может существенно повлиять улучшение ситуации на региональном рынке труда? Осветите пожалуйста более подробно этот вопрос.
Наряду с нормативным правовым регулированием важная роль безусловно принадлежит коллективно-договорному регулированию взаимоотношений работников и работодателей на рынке труда, направленному на повышение гарантий работникам.
Целью развития социального партнерства в сфере труда является обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В рамках социального партнерства в сфере труда, принципы, уровни и формы которого определены Трудовым кодексом Российской Федерации, представители сторон заключают коллективные договоры на локальном уровне в организациях - хозяйствующих субъектах и трехсторонние соглашения на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях.
В правовые акты социального партнерства - коллективные договоры и соглашения наряду с разделами по оплате труда, по созданию безопасных условий труда включаются разделы по занятости и профессиональному развитию персонала – обучению, переобучению, повышению квалификации работников.
Содействие развитию социального партнерства является одним из направлений государственной политики в социально-трудовой сфере.
Наличие коллективного договора в организации свидетельствует о социальной ответственности бизнеса, об уважении интересов сторон.
На 1 августа 2009 года в области действовало 58 соглашений в сфере труда и 1547 коллективных договоров. Численность работников, участвующих в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений, составила 243,7 тыс. человек. Охват коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений по крупным и средним организациям составил 65,1 процента работающих.
Филиал «Пикалевский глиноземный завод СУАЛ» ОАО «СУАЛ» являлся крупным, с численностью работников свыше трех тыс. человек, градообразующим предприятием в одном из отдаленных районов области – Бокситогорском.
Коллективный договор Пикалевского глиноземного завода, заключенный на 2007-2009 годы и в установленном порядке уведомительно зарегистрированный в органе по труду Ленинградской области, содержит 13 разделов (Работодатель; Профсоюзный комитет; Гарантии занятости; Рабочее время; Время отдыха; Оплата и нормирование труда; Охрана труда и здоровья; Работа с молодежью; Социальные гарантии и льготы; Труд женщин; Гарантии профсоюзных органов; Заключительные положения) и 15 приложений к нему (Положение о комиссии по социальному страхованию; Положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении персонала; Правила внутреннего трудового распорядка; Положение о порядке, условиях предоставления и общей продолжительности ежегодных отпусков работникам; Перечень должностей руководителей, специалистов, и служащих с ненормированным рабочим днем и размер дополнительного отпуска; Перечень работ и профессий рабочих, занятых с вредными и тяжелыми условиями труда и размеры повышения тарифных ставок; Положение о присвоении почетных званий и занесение на Доску Почета; Перечень профессий и должностей, получающих мыло, смывающие и обезвреживающие вещества; Списки профессий работников, занятых на работах с вредными условиями труда, за работу в которых предусмотрена выдача молока; Соглашение по охране труда; Перечень медикаментов, входящих в состав аптечки первой помощи; Положение о порядке возмездной передачи в собственность граждан занимаемых квартир, принадлежащих по праву собственности ОАО «СУАЛ»; Положение о покупке квартир работниками филиала «ПГЗ-СУАЛ» (долевое участие после реконструкции); Договор коммерческого найма жилого помещения; Фонд социального развития по филиалу «ПГЗ-СУАЛ» в 2007 году).
При проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора сторону работников представляла председатель первичной профсоюзной Антропова С.Д., сторону работодателя – генеральный директор Соболев Г.И.
Осенью 2008 года в связи со сложной ситуацией, сложившейся в ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево», стороны приняли правильное решение об изменении коллективного договора. Стороны приступили к коллективным переговорам.
17 июня 2009 года стороны социального партнерства ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» - работники в лице председателя первичной профсоюзной организации Антроповой С.В. и работодатель в лице генерального директора Масликова А.Д. заключили соглашение о применении в правоотношениях между работниками и работодателем условий коллективного договора филиала «Пикалевский глиноземный завод СУАЛ» ОАО «СУАЛ» с приостановкой отдельных положений и внесением изменений.
Стороны договорились приостановить отдельные пункты разделов «Оплата и нормирование труда», «Работа с молодежью», «Социальные гарантии и льготы», «Гарантии прав профсоюзных органов», ввести новые Правила внутреннего распорядка, изменить порядок и продолжительность предоставления дополнительных оплачиваемых и неоплачиваемых отпусков по семейным обстоятельствам, индексации тарифных ставок, заключить договор на медицинское обслуживание работников в порядке добровольного медицинского страхования, выделять на льготных условиях путевки для отдыха детей работников, другое.
Следует отметить, что в соответствии с Трудовым кодексом дополнения и изменения в коллективный договор должны быть в установленном порядке направлены работодателем на уведомительную регистрацию в комитет по труду и занятости населения Ленинградской области.
Информационный материал подготовлен комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области.