СОСТОЯЛОСЬ РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
26 февраля 2010 года состоялось расширенное заседание Коллегии Федеральной службы по труду и занятости, на котором были подведены итоги работы Роструда в 2009 году и определены основные задачи ведомства в сфере установленных полномочий в 2010 году. Коллегия прошла в режиме аудиовидеоселекторной связи.
В Москве в заседании Коллегии приняли участие заместители Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А. Сафонов и М. Топилин, депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокураты Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, ФМС России, Ростехнадзора, Федерации Независимых Профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей и другие ответственные работники. В региональные студии были приглашены руководители территориальных органов Роструда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерац ии по труду, а также должностных лиц субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы социально-трудовой сферы.
С основным докладом выступил руководитель Федеральной службы по труду и занятости Ю. Герций:
- В 2009 году Роструд придавал первостепенное значение осуществлению в субъектах Российской Федерации системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
В этих целях в 2009 году государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации было проведено около 218 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, из которых более 69,2 проверок по вопросам обеспечения своевременной выплаты заработной платы и более 110 тыс. проверок по вопросам охраны труда работников.
В ходе проведенных в 2009 году всех видов проверок государственными инспекторами труда было выявлено около 1,35 млн нарушений трудовых прав работников, при этом более 965 тыс.. из них были связанны с нарушениями охраны труда. Работодателям выдано около 173 тыс. предписаний, из них свыше 149,9 тыс. предписаний были исполнено в установленные сроки, что позволило устранить более 1,19 млн. выявленных правонарушений .
В результате законных требований госинспекторов 1 млн 241 тыс. работников выплачена задержанная заработная плата на общую сумму более 15,1 млрд. рублей. Отменено 1 933 приказа о незаконном увольнении работников и более 3 тыс. незаконно наложенных дисциплинарных взысканий, оформлено более 31 тыс. трудовых договоров.
В течение 2009 года в гострудинспекции поступило более 222,4 тыс. письменных жалоб и обращений граждан, по которым было проведено более 124 тыс. целевых проверок. 60,4% проверенных жалоб было признано обоснованными, что позволило восстановить нарушенные трудовые права более 134 тыс. заявителей. В целом специфика 2009 года обусловила снижение в общей массе доли плановых проверок и увеличении внеплановых проверок, проводимых в целях рассмотрения жалоб и обращений граждан, расследования несчастных случаев на производстве.
В судебные органы направлено 8 107 протоколов о привлечении к административной ответственности виновных лиц. По результатам их рассмотрения судами принято 4 686 решений о наложении административных наказаний, 360 руководителей судебными решениями дисквалифицированы.
В органы прокуратуры в установленном порядке было направлено 13,6 тыс. материалов, по которым возбуждено 337 уголовных дел и осуждено в соответствии с законодательством Российской Федерации 50 виновных лиц.
Первостепенное внимание в 2009 году Роструд и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации уделяли вопросам обеспечения своевременной выплаты заработной платы. Количество выявленных в 2009 году нарушений по вопросам оплаты труда составило около 132 тыс. За допущенные работодателями нарушения законодательства об оплате труда оштрафовано свыше 36,2 тыс. должностных (
Особое место в деятельности гострудинспекций занимает надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда. В 2009 году было выявлено около 965,4 тыс. нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда. По оперативным сведениям госинспекций труда в 2009 году зарегистрировано 10 278 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, что на 20,3 % меньше, чем в 2008 году (12 903). При этом количество групповых несчастных случаев уменьшилось на 10,9 %, количество тяжелых несчастных случаев – на 19,3 % и количество несчастных случаев со смертельным исходом – на 25,9 %.
В 2009 году Рострудом повышенное внимание придавалось взаимодействию государственных инспекций труда с территориальными органами федеральных органов власти и другими государственными органами, уполномоченными на осуществление надзора и контроля, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений профсоюзов. Каждая третья проверка в 2009 году была проведена совместно с указанными органами. При этом с органами прокуратуры проведено около 20 тыс. совместных проверок, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду – 12.2 тыс. проверок, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и пожарного надзора – более 600 проверок, в сфере технологического надзора – более 1,2 тыс. проверок, с другими органами – более 8,5 тыс. проверок. Более 7,2 тыс. проверок было проведено совместно с представителями объединений профсоюзов.
В 2009 году Роструд продолжал осуществлять уведомительную регистрацию отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. По состоянию на 1 января 2010 года в Российской Федерации действуют 50 отраслевых соглашений, прошедших процедуру уведомительной регистрации в Роструде. В рамках взаимодействия со сторонами социального партнерства в 2009 году Роструд оказал сторонам соглашений около 400 консультативных услуг, провел 85 консультативных встреч по вопросам разработки, заключения и выполнения отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне. Всего Рострудом заключено 14 двухсторонних соглашений о сотрудничестве и взаимодействии организациями сторон социального партнёрства.
В соответствии с возложенными полномочиями Рострудом формируется и актуализируется база данных трудовых арбитров. Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями общероссийских профсоюзов и их объединений. По данным на 31 декабря 2009 года база данных по учету трудовых арбитров содержала сведения о 4 710 трудовых арбитрах из 75 субъектов Российской Федерации.
Особое место в деятельности Роструда в 2009 году занимала работа по обеспечению реализации в 2009 году антикризисных мер в сфере труда и сфере занятости населения.
Роструд и его территориальные органы, органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации оперативно развернули работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере труда и в сфере занятости населения.
Для информирования о положении на рынке труда и правах и гарантиях в области занятости населения, защиты от безработицы и трудовых отношений государственными инспекциями труда с ноября 2008 года во всех субъектах Российской Федерации была организованна работа консультационных пунктов, «горячих линий» и налажена система предувольнительных консультаций работников. Всего, с 14 ноября 2008 года по 31 декабря 2009 года было проведено свыше 173 тыс. устных консультаций работников и работодателей, поступивших на телефоны «горячей линии» и на личном приеме граждан.
16 января 2009 года Федеральной службой по труду и занятости был открыт информационный портал «Работа в России», который объединил в себе официальную информацию 82 региональных служб занятости и более 2 тыс. центров занятости населения.
Для проведения углубленного анализа процессов происходящих на рынке труда субъектов Российской Федерации и оперативного принятия необходимых решений Рострудом проводиться по субъектам Российской Федерации еженедельный мониторинг высвобождения работников организаций и еженедельный мониторинг численности зарегистрированных безработных граждан. Мониторинг позволил как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации постоянно, в текущем режиме, отслеживать ситуацию на региональных рынках труда и оперативно принимать необходимые решения.
Центральное место в системе антикризисных мер на рынке труда заняли мероприятия по реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ, принятых в соответствии с положениями постановления Правительства российской Федерации №1089.
Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда были разработаны во всех субъектах Российской Федерации. Первые соглашения с субъектами Российской Федерации определяющие порядок финансирования региональных программ Рострудом были подписаны уже 2 февраля 2009 года и первые средства были направлены уже 6 февраля 2009 года .
В зависимости от сложности ситуации в каждом регионе определялись конкретные меры по снижению напряженности на рынке труда. Наиболее массовые мероприятия по числу участников, и соответственно, предполагающие наибольшие объёмы финансирования, были предусмотрены в региональных программах Челябинской, Свердловской, Вологодской, Кемеровской, Ярославской, Брянской, Кировской, Нижегородской областей, Пермского, Красноярского и Приморского краёв, Республики Татарстан.
Рострудом были заключены 82 основных соглашений со всеми субъектами Российской Федерации и 119 Дополнительных соглашений с 79 субъектами Российской Федерации (кроме Амурской области, Ставропольского края, г. Москвы) из них, с 23 субъектами – дважды, с 2 субъектами – трижды.
На реализацию программ в субъектах Российской Федерации из федерального бюджета было направлено 35 567,3 млн. рублей. Всего в дополнительных мероприятиях в 2009 году приняли участие свыше 2,8 млн. человек, в том числе из них:
-
1,8 млн. граждан, находящиеся под угрозой увольнения;
-
499,9 тыс. безработных граждан;
-
478,5 тыс. граждане, из числа ищущих работу;
-
63,7 тыс. выпускников образовательных учреждений всех уровней.
Реализация мероприятий, предусмотренных региональными программами, позволила сохранить свыше 2,3 млн. рабочих мест и организовать занятость почти 128 тыс. человек (самозанятость).
Фактически, во всех субъектах Российской Федерации, в период активной реализации дополнительных мероприятий (летом-осенью 2009 года) произошло снижение как численности зарегистрированных безработных граждан, так и коэффициента напряженности на рынке труда.
На целом ряде предприятий (в том числе и системообразующих), благодаря реализации региональных программ удалось сдержать массовые увольнения персонала, сократить неполную занятость, не допустить социального напряжения.
В условиях массового высвобождения работников из предприятий и организаций, введения на ряде предприятий режимов неполной занятости, в 2009 году существенно увеличилась нагрузка на органы государственной службы занятости на всех уровнях их функционирования и возросла востребованность предоставляемых ими государственных услуг.
Всего в 2009 году за предоставлением государственных услуг в сфере занятости в органы службы занятости обратилось свыше 14 млн. человек. При этом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом почти в полтора раза (8,5 млн. чел. в 2009 против 6,0 млн. чел. в 2008).
Почти в 1,7 раза в 2009 году (в сравнении с 2008 годом) увеличилась численность безработных граждан, получивших государственную услугу по профессиональной подготовке и повышению квалификации (452,7 тыс. чел. в 2009, 274,7 тыс. чел. в 2008), в 2 раза возросла численность безработных граждан, принявших участие в оплачиваемых общественных работах (1,1 млн. чел. в 2009, 538,1 тыс. чел. в 2008), в 2,4 раз увеличилась численность безработных граждан, получивших государственную услугу по самозанятости (221,5 тыс. чел. в 2009, 91,9 тыс. чел. в 2008).
В 2009 году, Роструд продолжал осуществлять системный надзор и контроль за полнотой и качеством оказания государственных услуг в сфере занятости населения. Более широко в 2009 году применялись такие формы надзорно-контрольной деятельности как выездные внеплановые проверки, проводимые по обращениям граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по фактам нарушения законодательства о занятости населения и документарных проверки документов и сведений, касающихся полноты и качества предоставления государственных услуг.
Всего в 2009 году Рострудом была проведена 31 проверка 26 органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и 171 центр занятости населения в 29 субъектах Российской Федерации.
В 2009 году Рострудом подготовлено и вручено 200 предписаний, из которых:
-
27 предписаний об устранении выявленных нарушений руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-
4 предписания о привлечении к ответственности должностных лиц центров занятости населения (Хабаровский край, Московская область, Белгородская область, Республика Мордовия);
-
169 предписаний об устранении выявленных нарушений директорам центров занятости населения.
Все предписания, выданные по итогам проверок 2009 года, на конец 2009 года были исполнены в полном объеме и в установленные сроки.
В ходе проверок, проведенных в 2009 году, выявлено 1 924 факта нарушений, из них:
-
383 факта нарушения Закона о занятости населения;
-
468 факта нарушений Административного регламента по осуществлению социальных выплат;
-
265 фактов нарушений Административного регламента по содействию гражданам в поиске подходящей работы;
-
133 факта нарушения Административного регламента по организации профессиональной ориентации граждан;
-
192 фактов других нарушений Административных регламентов;
-
19 фактов нарушений Порядка регистрации безработных граждан;
-
464 факта нарушения других нормативно-правовых актов и иные нарушения.
Среди наиболее распространенных нарушений, допускаемые в центрах занятости населения, продолжают оставаться следующие:
-
планирование показателей мероприятий активной политики занятости без учета нормативов обеспеченности услугами, динамики предыдущих лет, изменений ситуации на рынке труда;
-
низкий уровень контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и регистрацией инвалидов в качестве безработных;
-
в ряде центров занятости населения до сих пор не оказываются отдельные государственные услуги в сфере занятости населения;
-
нарушения условий и сроков социальных выплат;
-
нарушения сроков принятия решения о признании гражданина, безработным;
-
формальные заключения и рекомендации заключений выдаваемые гражданам, по результатам оказания государственных услуги по профессиональной ориентации, социальной адаптации и психологической поддержке;
-
обучение безработных по профессиям, невостребованным на рынке труда.
В соответствии со своими полномочиями Роструд осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения. В 2009 году в Роструд из субъектов Российской Федерации поступило 305 экземпляров нормативных правовых актов, из которых было зарегистрировано 215, а 90 не подлежали регистрации, так как не содержали норм и положений, относящихся к вопросам переданных полномочий.
Из зарегистрированных в Роструде экземпляров нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации 151 были признаны соответствующими нормам и положениям федерального законодательства. 25 экземпляров нормативных правовых актов не соответствовали требованиям Административного регламента по их представлению в Роструд.
По результатам надзора в 2009 году высшим должностным лицам Костромской, Иркутской, и Тульской областей были направлены предписания об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и о внесении в них изменений. Во исполнение предписаний приняты необходимые нормативные правовые акты субъектов Российской федерации, которые в ходе проверок признаны соответствующими федеральному законодательству.
Не в полном объеме экземпляры нормативных правовых актов представлялись из следующих субъектов Российской Федерации: Республика Ингушетия, Ленинградская область, Республика Коми, г. Москва, Еврейская автономная область. По результатам плановых и внеплановых проверок в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации было направлено 10 требований о представлении нормативных правовых актов .
Еще одним направлением деятельности Роструда является реализация конституционного права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В 2009 году дважды составлялись и утверждались планы направления граждан на альтернативную гражданскую службу в ходе призыва в апреле-июне и октябре – декабре.
В 2009 году было подано 463 заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В ходе весеннего и осеннего призывов граждан на военную службу на альтернативную гражданскую службу было направлено 250 граждан.
Всего за 2004 – 2009 годы гражданами подано 4 650 заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в отношении 3679 граждан вынесены заключения о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. На альтернативную гражданскую службу направлено 1674 граждан, из них 856 уволены с альтернативной гражданской службы (по истечении срока службы, по семейным обстоятельствам, по заключению ВВК). В настоящее время в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проходят альтернативную гражданскую службу 818 граждан.
Федеральная служба по труду и занятости продолжала в 2009 году работу по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.
Так, в прошлом году Роструд принял участие в конкурсе по отбору федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания поддержки проведения административной реформы в 2009 году. Проекты, предложенные Рострудом, были высоко оценены конкурсной комиссией и получили поддержку для реализации.
В 2009 году были разработаны и утверждены приказами Минздравсоцразвития России 3 административных регламента исполнения государственных функций:
-
регистрация в уведомительном порядке отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства;
-
организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
-
ведение базы данных по учету трудовых арбитров.
Также были разработаны проекты 13 административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в том числе:
-
5 административных регламентов по исполнению государственных функций в сфере труда и трудовых отношений;
-
4 административных регламентов по исполнению государственных функций в сфере занятости населения;
-
3 административных регламента по исполнению государственных функций в сфере альтернативной гражданской службе;
-
административный регламент по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения.
В 2009 году Роструд продолжал осуществлять внедрение 15 административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Внедрение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере труда и трудовых отношений осуществлялось в Роструде и в 82 территориальных органах Роструда.
Пресс-служба комитета
по труду и занятости населения
Ленинградской области