СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ ВЫЯВЛЯЕТ «МНИМЫХ» БЕЗРАБОТНЫХ
Наряду с гражданами, потерявшими работу, которым необходима поддержка государства в виде пособия по безработице, встречаются лица, скрывающих свою занятость и стремящихся получить обманным путём пособие по безработице. Профилактика незаконного получения пособия по безработице и выявление лиц, незаконно получающих пособие, – одно из направлений деятельности органов службы занятости населения Ленинградской области.
Категории граждан, отнесённые к тем лицам, которые не имеют права на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и, соответственно, на получение пособия по безработице, определены в статье 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”. В эту категорию входят: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Кроме того, безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена пенсия.
При регистрации граждан в качестве безработных им разъясняется действующие законодательство, последствия за представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных сведений.
Граждане ошибаются, считая, что выявить «мнимых безработных» очень сложно. В этих целях налажено взаимодействие с налоговой службой, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, работодателями, осуществляется проверка дел безработных граждан. В центрах занятости населения действует единая база, по ней инспекторы могут проследить все факты «трудового прошлого и настоящего» гражданина. Нередки случаи, когда о подобных фактах нарушения законодательства сообщают работодатели, которым кажется подозрительным, что сотрудник утаивает трудовую книжку, часто поступают сведения от соседей и знакомых «мнимых безработных».
За 2011 год специалистами центров занятости населения Ленинградской области проверено 6947 дел безработных граждан на предмет выявления лиц, незаконно получающих пособие по безработице. В 292 делах были обнаружены нарушения, в том числе 103 случая сокрытия гражданином факта занятости при признании его безработным и 186 случаев сокрытия безработным гражданином факта, когда он утрачивает право на пособие.
Сумма возвращенных средств составила более 590 тысяч рублей, причем основная часть граждан возвращают незаконно полученное пособие в добровольном порядке.
В случае отказа от добровольного возвращения незаконно полученных сумм, незаконно полученные суммы взыскиваются в судебном порядке, а материалы по факту незаконного получения пособий передаются службой занятости в органы внутренних дел для возбуждения административных или уголовных дел. Причем в этом случае органы службы занятости вправе требовать с гражданина не только возмещения суммы выплаченного пособия, но и оплату иных расходов, например на проведение экспертизы документа, за услуги адвоката, представлявшего интересы службы занятости в суде, и т.д. При вынесении судом решения о взыскании незаконно полученного пособия с гражданина взыскивается также государственная пошлина.
В суды для принудительного взыскания незаконного полученного пособия центрами занятости населения в течение 2011 года было подано 13 исков, по 6 искам вынесены решения о взыскании с граждан незаконно полученных средств.
Гражданин, получивший пособие по безработице незаконно, может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ «Мошенничество» или к административной ответственности по статье 7.27 «Мелкое хищение».
Уголовный кодекс Российской Федерации называет мошенничеством хищение чужого имущества или приобретение права на получение чужого имущества путём обмана либо злоупотребления доверием.
То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по статье 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т. д. Вопрос о привлечении к уголовной ответственности решает суд. При вынесении приговора одновременно решается вопрос о возмещении материального вреда, причиненного государству. В случае попытки получения пособия по безработице обманным путем, согласно пункту 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», прекращается выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.
Наказание за данное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы (либо иного дохода) осуждённого за период до одного года.
Суд может также назначить обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года, или арест на срок от двух до четырёх месяцев. Может грозить также и лишение свободы на срок до двух лет.
В 2011 году по фактам незаконного получения пособия по безработице центрами занятости населения Ленинградской области направлено в правоохранительные органы 54 материала, по которым было возбуждено 15 уголовных дел.
Центры занятости населения обладают всей необходимой информацией и технологиями, позволяющими обнаружить и устранить случаи попытки незаконного получения гражданами пособия по безработице.
Не стоит рисковать своей репутацией и честным именем, вставая на скользкий путь подлога и обмана государства. О случаях мошенничества «мнимых безработных» можно сообщить в центры занятости населения.
Пресс-служба комитета по труду и занятости населения Ленинградской области