НЕ УБИВАЙТЕСЬ НА РАБОТЕ!

16 марта 2012 года

О том, что любая неосторожность на производстве может привести к серьезной травме, помнят все. А вот к технике безопасности в офисе большинство из нас относится пренебрежительно. Оказывается, зря. По данным Московской инспекции труда, только в столице каждый год около 600 человек получают травмы на рабочих местах.

История, которая, скорее всего, заставит содрогнуться каждого, произошла с сотрудницей отдела по работе с документами одной из уральских компаний. Девушка привычно работала с документами, перебирала бумаги, как вдруг одно неловкое движение руки привело к одновременно комичной и невыносимой даже для рассказа травме: девушка порезала глазное яблоко листком бумаги.

«Конечно, тут же вызвали „скорую помощь“, и после заключения врача о необходимом лечении компания оплатила все медицинские счета пострадавшей. Если честно, на собрании по технике безопасности от этого рассказа разом содрогнулось 600 человек», — рассказывает коллега пострадавшей Ирина.

Болезнь нечаянно нагрянет

Угроза здоровью может прийти и извне. Так, если ваш офис находится поблизости от вредного производства, уберечься не получится даже при самом строгом соблюдении техники безопасности. Несколько месяцев назад Жанна Алимова из подмосковного Одинцово устроилась на работу в фирму, производящую автоматические ворота. Здания офиса и производственных цехов находятся на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. Девушка работала помощником бухгалтера и не могла нарадоваться хорошей зарплате и дружному коллективу. Пока не оказалась в больнице с приступом удушья.

«Мне стало плохо по дороге домой. Выходя из автобуса, я почувствовала головокружение и поняла, что мне совершенно нечем дышать. Потом я потеряла сознание и очнулась только в больнице. Мне сразу сказали, что это был приступ бронхиальной астмы. Осталось выяснить, что вызвало болезнь. Первое подозрение пало на недавно приобретенного горностая, который теперь живет у меня, но тесты оказались отрицательными. Тогда трудовая инспекция отправила комиссию ко мне на работу. Оказалось, причина была в выбросах с алюминиевого завода нашей компании, на который выходят окна офиса и куда я постоянно ходила с проверками и описями», — рассказывает Жанна.

Сейчас девушка поправляется и собирается снова вернуться в офис. Только на этот раз затем, чтобы получить денежную компенсацию и оформить документы на увольнение. «Очень жаль, что придется увольняться. Работа действительно замечательная, но здоровье, конечно, дороже», — говорит девушка.

Не все то производство, где травмы

Для доказательства того, что травма была получена в офисе, не всегда нужно прибегать к помощи дорогостоящих экспертиз — иногда достаточно и свидетелей. «Однажды, сидя на работе, я потянулась через стол к коллеге, чтобы угоститься булочкой, — рассказывает сотрудница аэропорта Внуково Мария Коваль. — И, не рассчитав свои способности, свалилась со стула. Вокруг смех, все достают телефоны, чтобы запечатлеть мое падение, а я понимаю, что не могу подняться. Когда прошел первый шок, я взорвалась слезами. Тут уже всем стало не до шуток. Меня отвели в медпункт, а оттуда с водителем отправили в больницу. Итог — обширная гематома и ушиб бедра. От работы мне оплатили три дня больничного, поскольку сидеть на мягком месте было невозможно, и мази, которые выписал врач. Никакой специальной комиссии собирать не стали, и без этого набрался полный кабинет свидетелей».

«В Трудовом кодексе РФ четко прописан пункт о производственной травме и о том, что делать в подобной ситуации. Работодатель собирает специальную комиссию по рассмотрению несчастного случая, собирает данные о работнике, оформляет справки. Если трудовой договор заключен верно, то работник, как правило, застрахован и компенсацию выплачивает Фонд социального страхования. Споры же чаще всего возникают по поводу размера компенсации и степени вины работника», — говорит специалист по трудовому праву, юрист Московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Екатерина Ромм.

Сломанные конечности и прочие серьезные травмы действительно не являются прерогативой только лишь производства. Так, например, в одной из питерских компаний работник чуть не погиб прямо на лестнице. Мужчина шел с кипой папок и не видел ничего под ногами. Один неосторожный шаг обернулся падением с лестницы и сломанным позвоночником. Мужчине повезло: он не погиб и даже не потерял трудоспособность, однако лечиться (конечно, за счет компании) пришлось очень и очень долго.

Служебное нападение

Бывает и такое, что травма в офисе приводит к существенному изменению в работе всего отдела. «У нас в компании есть отдел по работе с населением касательно счетов за наши услуги. Это самое население относится к энергетикам так, как будто те своровали у них уже все деньги, сидят на золотых унитазах и только и делают, что обворовывают и обворовывают, — рассказывает менеджер одной энергетической компании Елена. — В один прекрасный день в отдел пришла бабуля, которая была не согласна с выставленным счетом. Суть там была, скорее всего, в том, что-либо ей насчитали лишние 10 копеек, либо она сама по ошибке переплатила».

Специалисты, которые работают в таких отделах, конечно, натренированы на общение с населением, которое не всегда адекватно себя ведет. Так и в этот раз — работник была непоколебима и попросила оформить претензию правильно и обратиться с нею в кассу в определенное число месяца.

«Естественно, чем спокойнее был специалист, тем разъяреннее становилась бабуля. В результате бабушка подняла свою клюку, железную, между прочим, ударила нашего работника и пробила ей голову. С тех пор специалисты по работе с населением сидят за толстым стеклом с очень маленьким окошком».

За пьяные побои плати сам

Какую бы травму вы ни получили, предпринимать какие-то меры до прибытия врачей стоит крайне осторожно. «В прошлом году мне прищемило палец дверью служебной машины, — рассказывает курьер Егор Беляев. — Пока добирались до травмпункта, коллега налил мне 100 граммов коньяка в качестве обезболивающего. В итоге мой случай считался уже не производственной травмой, а нарушением трудовой дисциплины — употреблением алкоголя в рабочее время».

«Если пострадавший находился в нетрезвом состоянии, то получить компенсацию будет сложнее. То же самое относится к работнику, который занят неофициально и получил серьезную травму. В обоих случаях оплату лечения сотруднику придется брать на себя», — объясняет Екатерина Ромм.

Цифры

  • 10 человек получают производственные травмы каждую секунду
  • 2246 человек погибли на работе в прошлом году
  • 310 тысяч нарушений выявила трудовая инспекция в России
  • 270 млн несчастных случаев на работе регистрируется в мире ежегодно

Смертельная халатность

Большинство травм на рабочем месте получают сотрудники производства. «В моей практике был случай, когда человек работал на строительном кране, и тот на него упал. К счастью, мужчина остался жив и получил полагающуюся компенсацию», — говорит юрист МКА «Николаев и партнеры» Екатерина Ромм.

Правда, не всегда работодателю удается решить проблему сотрудника, связанную с травмой, одной только денежной компенсацией. «На нашем заводе один из рабочих неправильно чистил лезвия станка, и ему отрезало правую руку по локоть. Когда он вышел из больницы, состояние его было катастрофическим: он лишился возможности работать и вообще вести полноценную жизнь. Руководство приняло решение оплатить ему курсы перепрофилирования. Теперь он работает у нас же, только уже не на производстве: теперь он системный администратор», — рассказывает начальник отдела кадров одной из компаний, производящих медицинское оборудование, Иван Рябцов.

К сожалению, некоторые производственные травмы могут закончиться фатально. «Пару лет назад ребята из нашего лесного хозяйства летом работали на станках с пилой. Парни молодые, все делали наспех и не всегда аккуратно. И вот, когда не было начальника бригады, они решили попробовать распилить бревно сами. Оно не шло, и один из них налег на него, чтобы протолкнуть к пиле. Не рассчитал силы, и лезвие вошло ему в грудь. Спасти парня не успели, к моменту приезда „скорой“ он уже умер от потери крови на руках у напарника», — говорит сотрудник лесного хозяйства Владимирской области Геннадий Щепкин.

«К инспекторам по безопасности труда у нас принято относиться скептически: никто не понимает, зачем вообще нужны эти люди в коллективе, а главное, что такого страшного может случиться. Но не стоит забывать, что любая халатность может привести к летальному исходу. За прошлый год в Москве было зарегистрировано более 100 смертельных случаев, вызванных производственными травмами», — напоминает врач-терапевт, принимающий сотрудников одной из страховых компаний, Владимир Поливин.

По материалам сайта www.trud.ru