По инерции
«Сосновоборский политехнический колледж» начал набор студентов на будущий учебный год. Предпочтения абитуриентов с первых дней распределились удивительным образом. В группу техников-электриков количество заявлений зашкаливает, а желающих идти в станочники – мало.
Маятник общественного интереса сегодня качнулся в сторону технических направлений профобразования. Молодежь чаще предпочитает инженерные специальности, профессии квалифицированных рабочих и техников.
«Электрические» профессии в Сосновом Бору всегда востребованы, повсюду нужны – от «Ленинградской атомной электростанции» до детского сада.
Так было во времена молодости родителей нынешних абитуриентов. Вслед за крахом «Сосновоборского машиностроительного завода», в 2003 году закрыли Политехнический лицей № 21, подготовка станочников в городе прекратилась. Те, кто не связаны с обработкой металлов по работе, не имеют представления, кто такие станочники.
Между тем, по данным службы занятости, потребность в электриках как раз падает, а в станочниках – растет. Заявки на их подготовку в городе имеются от «Центрального конструкторского бюро машиностроения», «Научно-исследовательского технологического института», «Научно-исследовательского института оптико-электронного приборостроения», «Управления автомобильного транспорта», строительных организаций. На крупных металлообрабатывающих производствах в Петербурге квалифицированные станочники – элита коллективов, в том числе и по оплате труда.
Работа станочника может быть очень разнообразной. «Станочник в металлообработке» - это «матрешка». Под одним названием - две основные профессии, а под ними – еще по четыре.
Первая - станочник широкого профиля (работает на станках с ручным управлением), вторая - оператор станков с программным управлением. В каждую из этих двух профессий «вложены»: токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик.
Современные предприятия оснащаются станками с программным управлением, с встроенными средствами микропроцессорной техники. Станочник должен разбираться в электротехнике и электронике, механике, программировании. Словом, в процессе труда все больше приходится двигать не руками, а головой.