По инерции

12 мая 2016 года
По инерции

«Сосновоборский политехнический колледж» начал набор студентов на  будущий учебный год. Предпочтения абитуриентов с первых дней распределились удивительным образом. В группу техников-электриков  количество заявлений зашкаливает, а желающих идти в  станочники – мало.

Маятник общественного интереса сегодня качнулся в сторону  технических направлений профобразования. Молодежь чаще предпочитает инженерные специальности, профессии квалифицированных рабочих и техников.

«Электрические» профессии в Сосновом  Бору всегда востребованы, повсюду нужны – от «Ленинградской атомной электростанции» до детского сада.

Так было во времена молодости родителей нынешних абитуриентов.  Вслед за крахом «Сосновоборского машиностроительного завода», в 2003 году закрыли  Политехнический лицей № 21, подготовка станочников в городе прекратилась. Те, кто не связаны с обработкой металлов по работе, не имеют представления, кто такие станочники.

Между тем, по данным службы занятости, потребность в электриках как раз падает, а в станочниках – растет.  Заявки на их подготовку в городе имеются от «Центрального конструкторского бюро машиностроения», «Научно-исследовательского технологического института», «Научно-исследовательского института оптико-электронного приборостроения», «Управления автомобильного транспорта», строительных организаций. На крупных металлообрабатывающих производствах в Петербурге квалифицированные станочники –  элита коллективов, в том числе и по оплате труда.

Работа станочника может быть очень разнообразной. «Станочник в металлообработке» -  это «матрешка». Под одним названием - две основные профессии, а под ними – еще по четыре.

Первая - станочник широкого профиля (работает на станках с ручным управлением), вторая  -  оператор станков с программным управлением. В каждую из этих двух профессий «вложены»: токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик. 

Современные предприятия  оснащаются станками с программным управлением, с встроенными средствами микропроцессорной техники. Станочник должен  разбираться в электротехнике и электронике, механике, программировании. Словом, в процессе труда все больше приходится двигать не руками, а головой.