Не догонять тренды, а быть лидерами
Восстановление рынка труда и очных форм работы специалистов по трудоустройству, их профессиональные качества и наиболее актуальные на сегодня задачи — этим темам была посвящена беседа главного редактора журнала «Служба занятости» с М. В. Кирсановым, директором Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России.
— Михаил Владимирович, можно ли сказать, что и вы лично, и ваши коллеги из регионов встречают 30-летие со дня образования службы занятости все-таки на моральном и практическом подъеме, учитывая испытания, выпавшие на госструктуры в прошлом году? Обрисуйте, пожалуйста, весеннюю ситуацию текущего года на рынке труда.
— Уже сейчас можно сказать, что ситуация на рынке труда стабилизируется. Если сравнивать с прошлыми показателями во время пика, то уже к началу весны безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости, стало меньше на 1,7 млн человек. Все регионы уже утвердили комплексы мер, которые включают мероприятия в том числе по линии служб занятости, четко построили себе целевые показатели. Есть паспорта по каждому субъекту РФ, которые отражают изменения показателей по уровню занятости, безработицы, количеству вакансий, наиболее болезненных категорий безработных. Все это будет отслеживаться нами ежемесячно. Да, работы еще предстоит много, но сегодня с полным основанием могу уверить наших читателей, что с учетом прослеживаемой тенденции к стабилизации мы достигнем допандемических показателей рынка труда.
— Трудностей подобного рода, связанных с частичной изоляцией граждан и карантинными ограничениями в работе госструктур, в истории службы ранее не было. Каковы главные уроки этого сложного периода в плане организации деятельности наших профильных учреждений?
— Однозначно можно утверждать, что исключительно дистанционный режим работы центров занятости без индивидуальной работы с гражданами не может обеспечить высокий уровень трудоустройства. Так же как и нельзя удаленно обучить фрезеровщика без практических занятий. Более того, в период пандемии вставали на учет и те, кто не слишком был заинтересован в работе, а чтобы получить социальные выплаты, которые к тому же были повышены из-за тяжелой ситуации. Сейчас регионам дано право принимать решение работать онлайн или офлайн с учетом эпидемической ситуации, поэтому ситуация начнет выправляться. Многие организации тоже постепенно уходят с дистанционного формата.
Есть и плюсы. Например, отработаны механизмы с системой межведомственного электронного взаимодействия (МЭФ) по предоставлению организациями сведений о конкретных гражданах. Этот опыт мы будем развивать и в дальнейшем, чтобы люди предоставляли минимум документов при обращении в службу занятости.
— Пандемия сильно изменила планы и сроки переформатирования центров занятости. Насколько это затормозило процесс создания модернизированных кадровых центров «Работа России» и сможем ли мы соблюсти плановые показатели нацпроекта по созданию учреждений нового типа?
— Конечно же, прошлый год был сложный. Но это абсолютно не означает, что показатели проекта в целом по его завершении не будут выполнены. Работа велась и во время пандемии. Регионы проработали не менее двух жизненных ситуаций соискателей и бизнес-ситуации работодателя. Прорабатывались каждый шаг и все меры, чтобы помочь людям в каждой конкретной ситуации. Создавались и блок-схемы, и скрипты, вплоть до того, что должен говорить сотрудник. При этом некоторые регионы, которые участвовали в пилоте в 2019 г., стали сами приглашать коллег из других субъектов, которые присоединились позднее, проводили с ними обучающие мероприятия — помогали оптимизировать процессы, обменивались опытом и технологиями.
— Какие конкретно задачи, если говорить о приоритетах, нужно решать на местах активно и безотлагательно для выполнения озвученной президентом страны цели по восстановлению ситуации с занятостью на уровень допандемийного периода?
— Главный акцент делается на переобучении, потому что статистика показывает, что больше всего риску безработицы подвержены граждане без профессионального образования. Это региональные и федеральные программы, которые позволят обучить порядка 170 тыс. человек. Еще впервые на федеральном уровне начинаем субсидировать наем. Если работодатели трудоустроят тех, кто встал на учет на биржу труда в прошлом году, то им будут выплачены субсидии. Это, в свою очередь, поможет еще 220 тыс. человек, которые сейчас остались без работы. Также сейчас внедряем набор стандартов для помощи в трудоустройстве разным категориям соискателей. Для этого мы будем повышать квалификацию и наших сотрудников. Порядка 22 тыс. работников центров занятости населения будут обучены, чтобы эффективно решать проблемы граждан в зависимости от их жизненной ситуации.
Другая возможность — социальный контракт. Он предполагает не только материальную помощь, но и обучение, содействие поиску работы или развитию своего бизнеса. В этом году эта практика уже масштабирована по всей стране. Планируем заключить в этом году 300 тыс. соцконтрактов, из них 80 тыс. — для помощи в трудоустройстве.
— Прошлый год приучил многие госструктуры, да и их клиентов, к онлайнобщению, и в таком опыте нет ничего плохого. Но, как вы считаете, не скажется ли это уже при отмене ограничений на востребованности и популярности привычных массовых мероприятий — больших ярмарок вакансий, профориентационных акций, различных дней открытых дверей и других крупных мероприятий?
— На мой взгляд, нет. И сейчас проводится много мероприятий с работодателями. Это и круглые столы, и клубы кадро-виков с представителями предприятий. Наши специалисты работают с разного рода форматами, в том числе с крупными ярмарками вакансий. Там мы рассказываем про государственные услуги и профориентационные акции, чтобы заинтересовать работодателей и помочь соискателям в решении их проблем. Собственно, и в разгар пандемии эта работа не прекращалась. Профориентационные мероприятия в регионах проводились в том числе удаленно, на уровне сайтов и соцсетей. И у них были достаточно большие показатели охвата.
— Учитывая возврат к нормальной работе, отсутствие времени на раскачку и решение задач по модернизации ЦЗН, заостряется вопрос по составу и квалификации работников службы занятости. Хорошо ли укомплектованы наши команды сотрудников на местах? И удается ли им поспевать за инновациями?
— Конечно же, они уже сформировались как команда. Но, как известно, чтобы быть профессионалом своего дела, нужно быть вечным студентом. Тем более что перед нами стоит такая амбициозная задача — стать главным и самым крупным оператором на рынке труда. Сейчас наши коллеги из НИИ труда привлекают профессионалов в этой области для обновления стандартов и сервисов для центров занятости. Прорабатываются программы обучения для персонала. Это и деловое общение, и психологическое консультирование, и управление карьерой, чтобы работать не только с теми, кто потерял работу, но и с теми, кто хочет заниматься продвижением своей карьеры. Поэтому, повторюсь, мы не только стараемся поспевать за трендами, но и стремимся стать главными государственными кадровыми агентствами.
— А если говорить об образном «портрете» хорошего специалиста службы занятости 2021 г. — каков он? Какими первостепенными профессиональными качествами он должен обладать и какие способности постоянно развивать?
— Зачастую гражданин, когда обращается к нам, не умеет правильно позиционировать себя или не может сформулировать проблему и ответить на вопрос, почему не может найти работу. Поэтому нужно не только владеть высоким уровнем коммуникабельности для налаживания взаимодействия между работодателем и соискателем. Важно понять проблему каждого конкретного человека. Дать совет, где лучше приложить свои усилия — «прокачать» свои навыки или вообще, может, переобучиться. Как правило, в центрах занятости стараются закреплять сотрудников за конкретными предприятиями, чтобы лучше понимать его потребности и корпоративную культуру. Но этого недостаточно, нужно быть проактивным и постоянно наращивать пул работодателей и вакансий. Важна адресность, чтобы работодатель был заинтересован в этом сотрудничестве. Для этого на те же профмероприятия можно приглашать специалистов из других структур или инспекторов труда, чтобы разъяснить, например, новые требования законодательства.
— За три десятка лет минуло немало экономических и социальных кризисов. Возможно, главным для ваших коллег в юбилейный год будет отсутствие форс-мажорных обстоятельств. А чего еще вы пожелаете нашим читателям?
— Стабильности и успешного, приносящего удовлетворение труда. А тем, кто находится в поиске своего рабочего места, — обязательно его найти!
Беседовал Вячеслав Котоврасов