Рывок в будущее
События минувшего года, вызвавшие кратный рост обращений россиян в центры занятости, наглядно доказали необходимость оперативного и повсеместного внедрения цифровых технологий. Какие выводы можно сделать по итогам испытательной обкатки интернет-сервисов и как в ближайшей перспективе изменится работа специалиста ЦЗН? Об этом в интервью главному редактору журнала «Служба занятости» рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Д. А. Васильев.
— Денис Александрович, привычная жизнь в работе учреждений службы занятости постепенно налаживается. Как вы оцениваете деятельность и центров занятости, и новых кадровых центров в период довольно жесткого «карантинного тестирования»?
— Во время пандемии и связанных с ней ограничений на службу занятости легла и большая нагрузка, и большая ответственность. Сотрудники занимались как трудоустройством лиц в этот сложный период, так и порученными Президентом РФ выплатами для расширенных категорий граждан. Специалистам пришлось перестраивать свою работу фактически «с колес» и в очень сжатые сроки. В целом система показала, что она имеет серьезный запас прочности. Режим функционирования был удаленным, но практически бесперебойным. Россияне убедились, что основные социальные гарантии соблюдены, да и многие виды услуг продолжали оказываться и в самый «закрытый» период. Если брать время пиковых нагрузок, то достаточно сказать: число стоящих на учете в органах занятости граждан достигало 3,7 млн. Сотрудникам пришлось в разы увеличить эффективность работы, и это при том, что сами центры занятости также попали под коронавирусные запреты. Безусловно, хочется отметить: органы занятости достойно справились с серьезным вызовом. Работа во многих местах шла, по сути, в дежурно-круглосуточном режиме ввиду огромного количества заявлений от граждан. На наш взгляд, по итогам 2020 г. мы уже получили очень хорошие показатели. Сейчас мы планомерно вышли на траекторию снижения уровня безработицы. В рамках нацпроекта «Демография» возвращаемся к программам переобучения граждан, проведению мероприятий активной политики занятости, мерам стимулирования работодателей к трудоустройству безработных. Очень надеемся, что все эти усилия к концу текущего года существенно улучшат ситуацию на рынке труда. Важно, что именно во время пандемии во многом был подготовлен переход к масштабной реформе. Прошло тестирование специалистов в плане оказания услуг в соответствии с новыми принципами и подходами. Можно сказать, это был симбиоз многих составляющих — и стресс-теста, и другого формата, и нового опыта работы. — Значит, подтвердилась правота известной поговорки «нет худа без добра»?
— Да, ведь в этих условиях стали быстро развиваться информационные и дистанционные технологии в плане обработки и подтверждения данных. Развитие цифровых сервисов послужило дальнейшим толчком к созданию единой цифровой платформы оказания услуг. Получилось, что тема пандемии не только подтвердила правильность основных планов по развитию этой платформы, но и внесла коррективы и дополнительные вводные, которые мы заложили при ее создании. Фактически мы уже приступили к реализации программы цифровизации госуслуг в сфере занятости. Платформа должна стать ключевым звеном, которое не только обеспечит работоспособность конкретных центров занятости в рамках региона, но и создаст систему взаимодействия — как межведомственного, так и межрегионального. Это позволит, к примеру, успешно трудоустраивать гражданина, временно проживающего не по месту своей регистрации, а в другом субъекте. До этого подобная услуга оказывалась в ручном режиме, и сотрудникам ЦЗН было достаточно тяжело работать с гражданином в условиях отсутствия по нему необходимой информации. Сегодня мы идем к форме оказания услуг по экстерриториальному принципу в рамках одного окна. Так что месяцы карантина послужили полезным толчком и показали, какие технологии нужно развивать для более эффективной работы.
— Можно ли сейчас, после столь серьезной «закалки», обозначить приоритеты в работе службы занятости на этот год? — Здесь можно выделить три основных направления. Первое — это модернизация учреждений занятости, обучение их сотрудников, изменение форматов работы, создание и развитие упомянутой цифровой платформы для ускорения получения и обработки данных. Сервисы предполагают также профилирование граждан при очных и дистанционных обращениях, что существенно ускорит и упростит процесс оказания услуг. Второе направление — это работа органов занятости, направленная на повышение конкурентоспособности конкретного гражданина на рынке труда. Имеются в виду и программы адаптации, и переобучение — как по линии непосредственно регионального центра занятости, так и в рамках мероприятий федерального проекта «Содействие занятости». Третий реализуемый в инновационном формате блок мер связан со стимулированием работодателей к трудоустройству безработных граждан. Субсидии в размере трех минимальных размеров оплаты труда выделят работодателям при трудоустройстве безработных, зарегистрированных до 1 января 2021 г. На наш взгляд, эта мера должна получить общероссийский охват, так как здесь речь идет о реальном государственном стимулировании компаний. Наши предприятия получают заинтересованность в привлечении тех россиян, кто особенно нуждается в трудоустройстве. Эти три направления при соблюдении должного контроля и взаимной поддержке сторон социального партнерства позволят весьма существенно снизить напряженность на рынке труда.
— Все более важную роль играет портал «Работа в России». Главный интернет-ресурс Федеральной службы по труду и занятости не первый год оказывает существенную поддержку и гражданам, и компаниям. Расскажите, насколько был востребован данный сервис в карантинный период, как изменялся и развивался. — В период распространения коронавирусной инфекции востребованность этого портала возросла более чем в 3 раза. Прежде всего это было вызвано тем, что по поручению Минтруда России нами оперативно был запущен функционал по направлению заявлений в органы службы занятости населения о регистрации в качестве безработных, содействии в поиске работы, предоставлении различных выплат. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 было утверждено дистанционное взаимодействие с клиентами. При этом необходимые для службы занятости данные гражданина, в частности о наличии работы и размере его заработной платы, Роструд получал по системе межведомственного взаимодействия, в том числе из баз Пенсионного фонда, органов МВД. Кроме того, уже в июне была реализована возможность взаимодействия с органами ЗАГС и плюс к указанным стали проверяться сведения о наличии у гражданина детей и их возрасте. За предыдущий год, с апреля по декабрь, система позволила обработать примерно 5,6 млн заявлений. При этом число вакансий оставалось на среднегодовом уровне и колебалось в рамках 1,2–1,6 млн в зависимости от сезонных факторов. Безусловно, специалисты службы занятости, впервые столкнувшись с таким всеобщим дистанционным режимом, в первые месяцы испытывали сложности. Для оказания методологической помощи Роструд развернул проектный офис по внедрению нового способа предоставления услуг, были настроены и дополнительные каналы автоматизированного электронного взаимодействия. Всю пандемию работал так называемый «хелп-деск» — специальный сервис, который действует и сейчас. Специалисты службы занятости могут ознакомиться со всей необходимой информацией, задать свои вопросы. С этого года на базе ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруд России создал Федеральный центр компетенций, который будет оказывать экспертно-методическую и информационную поддержку, обеспечивать постоянную связь с регионами, вести мониторинг реализации мероприятий федерального проекта, проводить оценку уровня модернизации центров занятости.
— Можно ли сказать, что работа учреждений занятости на местах будет все более связана с порталом «Работа в России»?
— Базой для упомянутой мною централизованной платформы предоставления федеральных госуслуг населению будет являться именно этот портал. Это, конечно, ни в коей мере не говорит о замещении сотрудников центров занятости. Программы адаптации безработных граждан, сопровождение при трудоустройстве инвалидов — такие составляющие работы требуют персонифицированного общения, и компьютер вряд ли сможет заменить здесь человека. Вместе с тем ряд процессов планируется автоматизировать. Если в карантинный период специалисты получали только необходимый набор данных по гражданину, то в дальнейшем мы планируем выйти на получение автоматических рекомендаций. То есть система сама будет предлагать оптимальные решения. Сегодня еще далеко не всегда можно получить исчерпывающие сведения по соискателю. К примеру, мы пока не можем получать данные по студентам, тем гражданам, которые находятся на пенсии по линии силовых ведомств, и в ряде других случаев. Но портал уже сейчас позволяет решить сразу несколько задач. Прежде всего — «сшить» воедино региональные информационные сегменты, сайты и базы. А попутно перевести большую часть услуг в электронную форму. Подчеркну: в «цифру» желательно перевести все рутинные операции, чтобы облегчить труд специалистов, избежать проволочек с гражданами при заполнении документов, упростить проведение тестов, подготовку резюме.
— В целом интересно заглянуть в недалекое будущее. Какие цифровые новации для центров занятости через несколько лет станут обыденным делом? — Во-первых, уже задействованные упомянутые сервисы точно не уйдут в прошлое. Эти планы прорабатывались Минтрудом России и Рострудом несколько лет. Глубина проникновения цифровизации по различным госуслугам, конечно, будет разной. Но как минимум подать заявление о предоставлении услуг, записаться на прием, подобрать удобные для человека день и время можно будет дистанционно. В настоящее время бизнес-процессы цифровых услуг находятся в разработке совместно с Минтрудом России, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения. Планируется, что до конца текущего года у нас будут оцифрованы все федеральные госуслуги, которые предусмотрены законом о занятости, а также ряд государственных функций. Одним из уже созданных перспективных инструментов, который смогут применять сотрудники центров занятости, станет система интеллектуального подбора и соотнесения вакансий с резюме. Это сервис с использованием технологии искусственного интеллекта, который позволит за доли секунды проанализировать огромное количество данных на портале «Работа в России» и подобрать гражданину наиболее подходящий вариант трудоустройства. Сегодня мы понимаем, что методология работы, предполагающая «бумажное взаимодействие» службы занятости с соискателями и работодателями, уже устарела. И есть цифровые механизмы, которые позволяют заместить неэффективные операции, прежде всего во благо гражданина. Такими инструментами являются, к примеру, дистанционное собеседование, система направления на трудоустройство через службу занятости, «планировщик» прибытия соискателя к работодателю для переговоров. Эти технологии будут готовиться в этом году, чтобы к началу 2022 г. их можно было применять на практике. Отмечу и основную цель в плане запрашиваемых у соискателя документов — это сведение их к минимуму. Все эти обновления призваны повысить КПД службы занятости, эффективность успешного трудоустройства, ускорить поиск работы и в итоге вести к сокращению числа безработных. То есть внедрение «цифры» — это не разовая акция, а долгосрочный системный подход.
— Сотрудников службы занятости ожидает повсеместный и довольно быстрый переход на работу по стандартам инновационных кадровых центров. Скучать не придется, требуется идти в ногу со временем. Что бы вы хотели отметить, обращаясь к работникам центров занятости в год 30-летия создания столь важной государственной структуры?
— Тут можно провести параллель с жизнью человека — как раз в 30 лет у него наступает самый интересный период в жизни. Он уже «набил себе шишки», совершил немало ошибок, извлек из них большой опыт. Минувшие трудности позволили набрать необходимый потенциал, выйти на достойный уровень зрелой личности. Это образное сравнение символично подходит для службы занятости. Сегодня у специалистов нашей структуры начинается переход от периферийных задач к централизованным. Сейчас вся экономика строится «от человека» и вся деятельность службы послужит экономическому росту. При этом служба занятости занимается инвестициями в человеческий капитал, ее усилия непосредственно отразятся на жизни граждан. В первую очередь я ожидаю изменения в ценностной модели сотрудников службы занятости. Принципы, которые мы провозгласили, связаны с клиентоориентированностью, с опорой на профессиональный путь гражданина. Во главу угла поставлен человек — соискатель или предприниматель, который нуждается в поддержке. Готовность и принятие усовершенствований, глубокое понимание сотрудниками новой роли службы занятости — от этого во многом будет зависеть успех всех наших инновационных мероприятий. На этом непростом переходном этапе хочу пожелать специалистам большей открытости к новациям, способности отвечать духу времени и его вызовам. Думаю, что всех сотрудников на местах ожидает интересная работа, связанная с дополнительными возможностями и высокими технологиями. Используя возросший потенциал, можно внести больший вклад в общее дело, и я уверен, что результат будет высоко оценен гражданами.
Беседовал Вячеслав Котоврасов